Инструктор рассказал, как сдать экзамен в ГАИ с первого раза
Как получить водительские права без пересдач, почему «синдром отличника» — не помощник в автошколе, и кто приходит в нее учиться, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал инструктор по вождению одной из столичных автошкол Павел Нехай.
В профессию собеседник пришел в 2008 году. И не от большой любви, а от безысходности: искал стабильный заработок и фиксированный рабочий день. Высокие чувства пришли позже.
— Затянуло на целых 17 лет, — отметил П. Нехай. — И менять ничего не хочется, все устраивает.
— Автомобиль считается транспортным средством повышенной опасности, даже если им управляет опытный водитель. А что происходит, когда за руль садится ученик? Сколько серьезных аварий случалось по их вине?
— В ДТП разной степени серьезности влетали. Больше скажу: в автопарке школы нет ни одной не битой машины. Как-то раз на 40 метров от места столкновения унесло. Но ни одного раза не было по вине ученика. Не хвастаюсь, но инструктор и нужен для того, чтобы вовремя отвести если не беду, то машину от удара.
— Правда, что городским жителям вождение дается сложнее?
— Ребятам из сельской местности может быть чуть проще за счет того, что дома они уже ездили на мотоцикле или хотя бы на тракторе в поле, какое-то понимание процесса есть. Но для успешной сдачи экзамена этого точно мало. Тут уже зависит не только от сообразительности ученика, но и от того, насколько инструктор «разжевал» материал. Сейчас все ребята умные, схватывают на лету.
— Классический вопрос: какие ученики более способные — парни или девушки?
— Девочки более ответственные, внимательные. Не стесняются переспрашивать. После занятий нередко уточняют детали. Парни куда проще относятся: откатал нужное время — и все.
— Что самое сложное на первых порах?
— Работа с педалью сцепления — это «высшее зло». Тут важно вспоминать бородатый анекдот: можно бросить кого и что угодно — парня, работу, но сцепление бросать нельзя. На втором месте идут проблемы с переключением передач, а после — правильная оценка габаритов машины. Естественно, на автоматической коробке передач куда проще. Но что интересно: сегодня больше 90 % учеников выбирают для обучения и сдачи экзамена именно «механику» — 27 из 30 человек в группе.
— Как сдать экзамен с первого раза?
— Не нервничать и спокойно выполнять задания. Как только начали накручивать себя, а тем более в сторону «что подумают мама-папа-троюродная бабушка» — все пропало. И ученик, который идеально ездил на занятиях, теряется и заваливает экзамен. Большую роль играет «синдром отличника». Некоторые женщины говорят, что окончили школу с золотой медалью, университет — с красным диплом, и им надо обязательно сдать на права с первого раза. И, как правило, уходят на пересдачу. Фокус должен быть на внимательности, собранности и спокойствии. Это залог успеха.
— Есть надолго запомнившиеся истории?
— Учился у меня парень, а оплачивал занятия отец. И мальчишка был откровенным растяпой: то ходил, то пропускал. Закономерно, его отчислили. Проходит полгода — снова вижу его фамилию в списках. Оказалось, отец поставил условие: вторую попытку финансируешь уже сам. Парень пошел на стройку подрабатывать, накопил, и отношение к занятиям у него кардинально поменялось. Экзамен в ГАИ сдал с первого раза.
Одна из самых запомнившихся учениц — дама, которая приезжала с торбами овощей прямиком с дачи. Я спускался в метро на станции «Борисовский тракт», помогал ей поднять и забросить баулы в багажник, потом проводил урок, завозил ее домой и помогал донести увесистую ношу до квартиры. Забавно то, что она рассчитывала время именно под занятия, чтобы взять с собой все пакеты.
— Можете дать совет, как быстрее научиться уверенно чувствовать себя за рулем?
— Только практика, и много. Даже когда получил права. Простой способ: прокладываем маршрут возле дома по улицам, которые знаем, без разворотов, сложных поворотов, с неплотным трафиком и в выходной, желательно. И обкатываем до автоматизма. Со временем усложняем поворотами, разворотами, выездами в город.
— Опытный и уверенный водитель — одно и то же?
— Нет. Более того, уверенность любят путать с лихачеством и бравадой. Человек едет быстро, не понимая, сможет ли он остановиться перед стоящей впереди машиной, а мне потом приходится жать на тормоз в последний момент. А ученик уперто заявляет: «Да я бы успел». Жажда скорости не должна превышать навыки. По уму, ее вообще быть не должно. На дороге водитель несет ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом.