Пешеход всегда прав? Что нужно знать водителю о жилых и пешеходных зонах
Стремительный рост жилых застроек в городах неминуемо провоцирует конфликты между пешеходами и водителями во дворах и не только. Давайте вспомним основные правила движения в жилых и пешеходных зонах.
Иногда разобраться, кто прав – водитель или пешеход – бывает очень сложно. Но там, где у пешехода прав больше, правда чаще всего оказывается именно на его стороне.
Жилая и пешеходная зоны
Как следует из ПДД, под жилой зоной понимается территория, въезды и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Жилая зона» и «Конец жилой зоны», а также дворовая территория, прилегающая к жилой застройке. То есть даже при отсутствии соответствующих дорожных знаков жилая зона – это все то, что находится возле жилых домов.
Пешеходная зона – это территория, предназначенная для движения пешеходов и велосипедистов, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Пешеходная зона» и «Конец пешеходной зоны». В отличие от жилой и дворовой территорий эти зоны признаются таковыми (пешеходными) только при наличии соответствующих дорожных знаков.
Движение автомобилей в таких зонах должно осуществляться по строгим правилам. И их несоблюдение зачастую оборачивается проблемами, если не трагедией.
На практике ситуации, когда пешеходы с водителями не могут поделить дорогу, случаются довольно часто. Разобраться при этом, кто кому препятствовал, без помощи ГАИ бывает весьма трудно. Но в целом, если речь идет дворовых территориях, водителю стоит помнить: как в том старом правиле про «клиент всегда прав», принцип «пешеход всегда прав» тоже работает. Исключения бывают, но это, скорее, редкость.
Главное, что важно знать: пешеход в описанных выше зонах наделен преимуществом – правом на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Иными словами, ПДД разрешают пешеходам передвигаться в жилых и пешеходных зонах как по тротуарам и обочинам, так и по самой проезжей части дороги.
Правом этим пешеходы довольно часто злоупотребляют, вызывая обоснованный гнев у водителей машин. Но «прилететь» за это может обеим сторонам: пешеходы и велосипедисты в жилой и пешеходных зонах имеют преимущество перед транспортными средствами, но они не должны необоснованно препятствовать движению.
Статья 18.20. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством,
– влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
Что еще важно помнить водителю? Но стоит подавать звуковой сигнал пешеходу, чтобы его «расшевелить». Напомним, что, согласно ПДД, звуковые сигналы могут использоваться только в двух случаях – для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенного пункта и для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Не так давно мы писали об одной поучительной истории. Тогда за подачу звукового сигнала «медленному» пешеходу во дворе ГАИ наказала и водителя автомобиля, выписав ему письменное предупреждение, и пешехода. И это при том, что водитель сам обратился за помощью в Госавтоинспекцию, возмутившись агрессивными действиями мужчины во дворе, и даже предоставил запись со своего видеорегистратора. Да, пешеход тоже получил несколько протоколов, но все же…
Статья 18.13 ч. 3 КоАП: нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами, буксировки транспортных средств, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
– влекут наложение штрафа в размере до трех базовых величин.
Что запрещено водителям в жилых и пешеходных зонах
1. На территории пешеходных и жилых зон (дворах) водитель не имеет права двигаться со скоростью свыше 20 км/ч. В зависимости от размера превышения скоростного режима ответственность наступает по соответствующей части статьи 18.12 КоАП «Превышение скорости движения». При повторности нарушения можно из водителя переориентироваться в пешехода на срок до одного года. Но это меньшее из зол.
2. Создавать аварийную обстановку. А случиться это может на ровном месте. Если, например, пешеход из-за быстро движущегося автомобиля во дворе вдруг резко изменит направление движения или вынужден будет резко остановиться, то в ГАИ это смогут трактовать именно как создание аварийной обстановки. Не забываем: у пешехода преимущество.
Статья 18.13 ч. 12 КоАП: нарушение правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки,
влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.
3. Использовать дворы жилых застроек в качестве транзитного движения. Это относится к любителям объезжать пробки или заторы через близлежащие дворовые территории.
За нарушение водителем правил движения транспортных средств в жилых зонах, наступает ответственность по ч. 2 ст. 18.12 КоАП, которой предусмотрен штраф в размере до 3 базовых величин (1 базовая величина – 42 рубля).
И еще из актуального, а для кого-то и наболевшего: стоянка во дворах автомобилей с неисправной противоугонной звуковой сигнализацией, произвольно подающей непрерывные звуковые сигналы, в жилых зонах и прилегающих к домам территориях – запрещена (п.137.4 ПДД).
Кроме того, на озвученных территориях запрещено:
- обучение вождению транспортными средствами;
- стоянка грузовых автомобилей и автобусов.
Как видим, для водителей запретов в жилых зонах и прилегающих территориях предостаточно. А что у пешеходов?
Что запрещено пешеходам
Первое правило для пешеходов мы уже обозначили выше: нельзя необоснованно препятствовать движению транспорта во дворах.
Также пешеходу запрещено выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Но и тут ответственность в том числе на стороне водителя: он обязан быть внимательным, чтобы вовремя ударить по тормозам вплоть до применения экстренного торможения. А проведенный нами зимой эксперимент показал, что это не всегда работает. Вот и идут потом в ход экспертизы с целью выявить, имел ли водитель реальную возможность увидеть пешехода и остановиться.
Подводя итог, отметим главное: пешеход, как и водитель – полноправные участники дорожного движения, а ПДД требуют от обеих сторон быть добросовестными, корректными, внимательными и взаимно вежливыми (п. 7.2 ПДД).