Расход топлива — 20 литров на «сотню»! Житель Бреста о владении генеральской «Волгой» из 90-х

Это авто было мечтой каждого советского гражданина. Далёкой и на то время совершенно неосуществимой. А всё потому, что владение премиальной моделью ГАЗ-3102 являлось исключительной привилегией высшего эшелона власти. На таких автомобилях ездили только руководители министерств, ведомств и крупных предприятий, члены обкомов и райкомов партии.

За это «ноль вторую» называли в народе генеральской, обкомовской, партийно-номенклатурной. А ещё недоступной, ведь обычный человек не мог купить элитную «Волгу» ни за какие деньги: подобных авто просто не было в продаже.

Большой удачей тогда оказывалась возможность хотя бы просто прокатиться на самом желанном чёрном ГАЗ-3102. Почему именно чёрном? А такой считался самым престижным и по статусу полагался лишь избранным (чиновники не самого высокого ранга ездили на белых и бежевых «Волгах»). К управлению этими машинами тоже допускали не всех. Подобной чести удостаивались лишь самые опытные и проверенные шофёры.

Герой нашего сегодняшнего материала Николай, кстати, тоже профессиональный водитель. Советское время он не застал, но вот непреодолимое и отчасти необъяснимое желание сесть за руль той самой легендарной «ноль второй» давно имел. Модель эта, к слову, продержалась на конвейере более четверти века и, конечно, со временем вышла в массы. Тем не менее распространённой она так и не стала…

Авто средней «ушатанности» по приемлемой цене

— Всё-таки ГАЗ-3102 «придерживали» в количестве, — говорит Николай. — Несмотря на то, что выпускалась «ноль вторая» дольше остальных моделей, она была наименее массовой «Волгой». Найти такую машину становится всё сложнее, а в хорошем состоянии — тем более. Лично я долго искал подходящую: постоянно мониторил базу объявлений, периодически где-то что-то смотрел «вживую»…

— Данный экземпляр 1995 года выпуска нашёл несколько лет назад в Гродно. Авто средней «ушатанности» по приемлемой цене. Среди ограниченного числа полностью гнилых либо очень дорогих машин этот вариант показался мне достаточно неплохим. Немного поторговавшись, забрал его за 1 200 долларов США.

— До меня эту «Волгу» кто-то основательно восстанавливал. На момент покупки она была переварена, полностью шумоизолирована: двери, пол, потолок, арки — всё проклеено. Есть у меня также основания полагать, что авто побывало в одном из популярных в 90-е годы тюнинговых ателье, занимавшихся модернизацией заводских моделей.

К примеру, здесь перешит потолок, стоит пятиступенчатая коробка передач, которая в те годы на ГАЗ-3102 не ставилась. Тормоза тоже другие…

— Но работы с машиной мне, конечно, тоже хватило! Я перебрал подвеску и систему рулевого управления, подготовил авто к покраске. Нанесением краски занимался специалист. Не скажу, что я остался полностью доволен его работой, но, в принципе, и денег за неё я отдал не так много — 750 рублей…

— Также я восстановил салон: заменил дверные карты, отремонтировал приборную панель и сиденья, перетянул заднюю полку… В общем, привёл его в удовлетворительный вид. На «торпеде», правда, пошли трещины. К сожалению, они неизбежны: винил со временем рассыхается и становится твёрдым. Но у меня уже есть другая панель на замену этой, надо только выкроить время, чтоб заняться данным вопросом.

— Недавно вот ещё поменял в машине мотор: в старом давление упало. За две сотни долларов приобрёл уже перебранный двигатель ЗМЗ-402 — такой же, как здесь и стоял.

— Сколько средств в итоге вложили в восстановление «Волги»? — интересуемся.

— Учёт потраченных на машину денег я никогда не вёл, потому ответа на вопрос у меня нет… Почти все работы я выполнял самостоятельно, а стоимость запчастей на это авто невысокая. Крупных вложений в «Волгу» не было…

— С наличием деталей на такой достаточно старый и редкий экземпляр проблем нет?

— По технической части сюда подходят элементы от других моделей ГАЗ: 2410, 31029, 3110… Даже новые компоненты до сих пор продаются: найти их можно на популярных маркетплейсах. Иногда беру что-то для машины также в офлайн-магазине автозапчастей. Там меня уже знают и всегда рады видеть, так как я забираю весь неликвид, — шутит собеседник. — Сложно найти разве что определённые кузовные элементы: бамперы, капот, передние крылья…

— В принципе, новые детали не слишком часто и требуются. Кто бы что ни говорил про отечественный автопром, а капот машины я поднимаю, только чтоб уровень жидкостей проверить или отрегулировать клапаны. Никаких проблем «Волга» мне не доставляет.

Боевая машина на каждый день

— Это у вас автомобиль выходного дня?

— Нет — боевой! Езжу на «Волге» ежедневно круглый год, другого авто у меня нет. Конечно, за машиной я стараюсь следить, провожу антикоррозийную обработку кузова. Но прятать её в гараже не вижу смысла: это ж не какая-то историческая ценность. Стоит «Волга» на улице около подъезда. А катаюсь я на ней не только по городу, могу и на дальние расстояния отправиться — в Минск, например. В Берёзу к родственникам часто езжу.

— Как ведёт себя 30-летняя машина в городском потоке и на скоростной трассе?

— В динамике разгона современным авто она, конечно, уступает. От потока порой отстаёт, но некритично. В городе тяжеловато приходится с парковкой, особенно на узких улицах и во дворах: машина большая, усилителя руля нет… Впрочем, я уже приноровился! По трассе же «ноль вторая» идёт с крейсерской скоростью 90 километров в час. Можно на ней и до 120 км/ч разогнаться, однако тогда расход топлива увеличивается и уровень шума в салоне возрастает. Всё-таки нужно считаться со старым нижневальным мотором…

— Как окружающие реагируют на ваше авто из 90-х?

— Если честно, за рулём я всегда сосредоточен на дороге… Да, порой замечаю, что люди смотрят или фотографируют, но чаще я просто не обращаю внимания на реакцию окружающих.

— А водители не подрезают, если вдруг тормозите поток?

— У нас в Бресте очень культурные водители! Пренебрежительного отношения к владельцам старых автомобилей на дороге я не замечал.

— Допуск к участию в дорожном движении у «Волги» имеется?

— А как же! Стараюсь регулярно проходить техосмотр. Хоть порой при этом возникают трудности. Так, появлялись у сотрудников станции вопросы из-за тонированных стёкол. У нас можно, чтобы только задняя полусфера была затемнена, а здесь спереди стёкла тоже тонированы. Но это же по заводу. Иногда «цепляются» и к отсутствующим ремням безопасности сзади, которые тоже не предусмотрены заводом-изготовителем…

— И что вы делаете в случае таких проблем при прохождении техосмотра?

— Еду на другую станцию!

Расточительная «Галка»

— Хотели бы поменять машину на более современную модель?

— Меня и эта вполне устраивает. Часто спрашивают, не продаю ли «Волгу». Но я расставаться с ней не планирую. С машиной уже сроднился! И имя у неё есть — «Галка». А современные авто сложные, дорогие и зачастую очень ненадёжные. Уж лучше я на «Волге» дальше ездить буду.

— И нет у «Галки» ни одного недостатка?

— Недостатки у всех есть, и мой автомобиль не исключение. Из явных минусов можно отметить разве что большой расход топлива. «Волга» по-генеральски расточительна. Летом тратит около 12 л на 100 км в городском цикле и 7—8 л на трассе. Зимой же расход горючего достигает 20 литров на «сотню»! В машине стоит большой унифицированный радиатор, из-за его объёма авто очень долго прогревается в холодное время года.

— Ну а летом в жару без кондиционера, наверное, тоже не очень комфортно в автомобиле находиться?

— Лично я никаких неудобств по этому поводу не испытываю. Всегда можно открыть окна! А ещё здесь имеются дефлекторы, через которые при движении поток воздуха поступает в машину. Так что вполне комфортно ездить даже в жару.

— Раз уж расставаться с «Галкой» вы не намерены, какие у вас с ней планы на ближайшее будущее?

— Собираюсь полностью «отпескоструить» и обработать днище авто, заменить «торпеду», как я уже говорил. А ещё — найти родные сиденья от этой модели. Судя по году выпуска, в данной «Волге» должны были устанавливаться немного другие кресла — с более низкими спинками. У них имелось определённое преимущество. Если максимально придвинуть их вперёд и снять подголовники, сиденья можно было полностью разложить. Таким образом в салоне получалось подобие кровати.

— С этими креслами так не выходит, поэтому я хотел бы найти оригинальные сиденья от данной модели. Тогда можно будет ездить на природу и ночевать прямо в «Волге»!

Фото: Иван Ткаченко, архив героя

#авто#брест#волга